E-mail

ddutkl@obr.gov.spb.ru

Адрес

Санкт-Петербург, пр.Мечникова, д. 2, лит.А (812)543-18-79

День открытых дверей в научно-исследовательском институте ЧРЕЗВЫЧАЙНО ИНТЕРЕСНЫХ ОПЫТОВ. Лаборатория «BALLOON & SCIENCE»

Познавательная игровая программа для учащихся 2-4 классов

Авторы: Яблонская Е.Б., Соколова Е.И., ГБУ ДО ДДТ Калининского района, г. Санкт-Петербург

Педагогические задачи: способствовать расширению кругозора учащихся в области естествознания; пробудить познавательный интерес к различным физическим явлениям; создать условия для освоения первоначальных экспериментальных умений; вызвать желание проявить себя и добиться успеха. 

Идея: «Воздушный шарик – катализатор хорошего настроения и научных открытий».

Сценарный ход, игровая задача: разгадать секреты и воссоздать цирковые номера клоунов с воздушными шариками.

Особенности и условия реализации программы: Ведущие программы – старшеклассники. Программа рассчитана на 20-25 участников. Для ее проведения требуется просторное помещение, стилизованное под лабораторию научно-исследовательского института, столы, стулья по количеству участников.

Техническое оснащение: Экран, ноутбук, проектор для вывода презентации PowerPoint и видео на экран, музыкальные колонки.

Музыкальное оформление: При проведении мероприятия используется фоновая музыка и финальная песня «День открытий», созданная специально для игры. (Приложение).

Реквизит: две стойки для размещения воздушных шариков, пригласительные билеты для участников, два пульверизатора для активации пригласительных билетов, белые халаты и бейджи для директора и сотрудников лаборатории, костюмы клоунов, две картонные коробки для реквизита клоунов, оборудование и вещества для проведения опытов, цирковая афиша, USB флеш-накопитель с видео-приветствием дедушек Тралли и Валли. Продолжительность программы: 30-35 минут.

Действующие лица:

  • Директор НИИ ЧИО – увлеченный естественными науками, доброжелательный и внимательный, он руководит экспериментами и координирует все действия в игровой программе.
  • Два Сотрудника НИИ ЧИО – всегда готовы поделиться знаниями и прийти на помощь юным исследователям.
  • Клоун Тралли – «рыжий» клоун; энергичный и уверенный в успехе.
  • Клоун Валли – «белый» клоун, огорчается из-за неудач, сомневается в себе.

Перед проведением мероприятия каждому гостю НИИ ЧИО выдается пригласительный билет, на котором симпатическими (невидимыми) чернилами сделан рисунок воздушного шарика.
У входа в лабораторию «Balloon and science» гостей встречают два Сотрудника и Директор.
В сопровождении Сотрудников гости проходят в зал и выстраиваются полукругом перед игровыми столами, на которых находятся стойки с рисунками соответственно синего и красного воздушных шариков.

Директор: Здравствуйте, уважаемые гости! Мы рады встрече с вами на Дне открытых дверей в Научно Исследовательском Институте Чрезвычайно Интересных Опытов. Меня зовут Эльвира, я являюсь Директором института. Представляю вам Сотрудников института — Алексея и Султана. Сегодня они расскажут о своих исследованиях.

Сотрудники с достоинством раскланиваются.

Директор: Уважаемые гости, посмотрите, на ваших пригласительных билетах нарисованы разноцветные воздушные шарики. Поднимите руку, у кого на билете нарисован шарик синего цвета? Нет таких билетов?! (удивленно) У кого нарисован шарик красного цвета? Тоже нет таких билетов? Видимо, ваши билеты ещё не активированы. Для того чтобы активировать билет и определить за каким столом ваше место, мы проведем настоящий химический эксперимент. Сейчас вы по очереди подойдете к Сотрудникам, и они нанесут на билеты специальный раствор. На билете появится рисунок воздушного шарика синего или красного цвета. Таким образом, вы сможете определить, за каким столом (с синим или с красным шариком) ваше место.

Сотрудники активируют билеты, гости рассаживаются за столами.

Директор: Ребята, сегодня вы познакомитесь с исследованиями лаборатории «Balloon and science».
Я вижу, что кое-кто уже догадался, с каким предметом проводят исследования сотрудники лаборатории. Ваши предположения? Действительно, это воздушный шарик. Но, если вы всё ещё думаете, что воздушный шарик – это только забавная игрушка, то сильно заблуждаетесь. В нашей лаборатории воздушные шарики – это оборудование для серьезных научных экспериментов. Директор обращает внимание присутствующих на стойки с воздушными шариками.

Директор: Должна заметить, что самый первый каучуковый шарик был сделан в лаборатории великого английского ученого Майкла Фарадея для проведения опытов с водородом, и было это в начале 19 века. Таким образом, можно утверждать, что почти 200 лет воздушный шарик помогает ученым в изучении загадок естествознания.
Майкл Фарадей использовал шарик для опытов с водородом, а мы соберем в воздушном шарике, выделяющийся в ходе реакции углекислый газ. Уважаемые коллеги, прошу представить наши исследования.

Сотрудники демонстрируют опыт, комментируя свои действия.

Сотрудник 1: В пластиковой бутылке находится раствор уксусной кислоты.

Сотрудник 2: В воздушный шарик с помощью воронки мы насыпали соду (для этого опыта лучше выбрать шарик со смайликом).

Сотрудник 1: Надеваем шарик на горлышко бутылки и добавляем соду к раствору кислоты.

Сотрудник приподнимает надетый на горлышко бутылки шарик, и сода высыпается в раствор. Начинается бурная реакция с выделением углекислого газа. Шарик надувается.

Директор: (обращаясь к ребятам) Что вы наблюдаете?

Дети рассказывают о своих наблюдениях.

Директор: Шарик заполнился углекислым газом, который образуется при взаимодействии соды и уксуса.
Следующий эксперимент покажет, как «ведут себя» шарики, находясь в потоке воздушной струи. Этот опыт иллюстрирует эффект Бернулли.

Сотрудники демонстрируют опыт, комментируя свои действия.

Сотрудник 1: Небольшие воздушные шарики помещаем в струю воздуха, которую создает фен. Шарики висят в воздухе, не смещаясь в стороны и не падая.

Сотрудник 2: Почему шарик висит в воздухе? В струе воздуха давление меньше, чем в окружающем неподвижном воздухе. Шарик «предпочитает» оставаться там, где давление меньше.

Описание опыта: в струю воздуха помещается один шарик, а затем второй, чуть выше  первого (в этом случае шары должны быть диаметром примерно 10 см).Директор предлагает нескольким гостям с помощью Сотрудников провести самостоятельно опыт, иллюстрирующий эффект Бернулли.

Директор: Прежде, чем перейти к следующему эксперименту, проведем небольшой опрос. Как вы думаете, что произойдет с шариком, если он встретится с острым гвоздем?

Дети отвечают.

Естественно, он лопнет. А что произойдет, если шарик встретится сразу со 100 острыми гвоздями? Поднимите руку, кто считает, что шарик лопнет? Кто думает, что шарик останется целым? А кто ничего не думает? (далее, в зависимости от ответов детей) Здорово, что все включились в работу! или Срочно начинайте думать! Разрешить эту загадку поможет эксперимент.

Сотрудники демонстрируют опыт.

Сотрудник 2: Для опыта нам потребуется доска с гвоздями. Кто хочет убедиться, что это действительно острые гвозди?

Представители команд подходят к прибору, трогают гвозди, подтверждают, что гвозди настоящие.

Сотрудник 1: Поместим шарик на доску с гвоздями, а сверху положим груз.

Сотрудники постепенно увеличивают груз.

Как видите — шарик не лопнул.

Сотрудник 2: Из-за большого количества острых гвоздей, с которыми соприкасается шарик, давление на оболочку шарика оказывается незначительным, допустимым для тонкой резины.

Воздушный шарик на гвоздях выдерживает груз массой до 6 кг!

Директор: Ребята, представьте себе, что воздушный шарик, которому не страшны 100 острых гвоздей, «очень боится» обыкновенного апельсина, вернее вещества, которое находится в его кожуре. Это вещество называется лимонен, он растворяет резину. Давайте посмотрим, что произойдет с воздушным шариком, если на него брызнуть эфирным маслом из апельсиновой корки.

Сотрудники демонстрируют опыт. Шарик лопается.

Директор: Уважаемые коллеги, подготовьте, пожалуйста, оборудование для следующего опыта.

Сотрудники размещают на столе необходимое оборудование: широкую ёмкость (таз) с водой, бумажные кораблики, воздушный шарик, шерстяную ткань (варежку).

Директор: Ребята, кто-нибудь из вас мечтает стать моряком?

Дети отвечают.

Очень хорошо! Тогда вы поможете нашим Сотрудникам провести опыт, который называется  «Регата шароходов». Этот опыт иллюстрирует действие статического электричества.

Два гостя подходят к Сотрудникам.

Сотрудник 1: Шарик заряжается статическим электричеством, когда его трут о шерстяную поверхность. Если после этого шарик поднести к бумажному кораблику, он начинает электризоваться и притягиваться к шарику.

Сотрудники демонстрируют опыт, затем гости выполняют его самостоятельно: двигают бумажные кораблики по воде, поднося к ним наэлектризованные воздушные шарики.

Директор: Давайте поаплодируем капитанам шароходов!

Неожиданно раздается стук в дверь. Под звуки мелодии «Марш клоунов» в лаборатории появляются два клоуна — Тралли и Валли. В руках у каждого большая коробка и пластиковая бутылка. На горлышки бутылок надеты не надутые воздушные шарики. Шарики заправлены внутрь пластиковых бутылок. Коробки клоуны ставят на стол, а бутылки остаются у них в руках.

Валли: Здравствуйте! Это здесь воздушные шарики изучают?

Тралли: (перебивает) У нас как раз сложная проблема!

Директор: (строго) Здравствуйте! Вы пришли в научную лабораторию «Balloon and science». Представьтесь, пожалуйста.

Тралли: (гордо) Мы клоуны из цирка «Дю Шар». Из знаменитой цирковой династии…

Валли: (скромно) Начинающие клоуны…

Тралли: Тралли (представляется, кланяется).

Валли: Валли (представляется, кланяется, зрители должны услышать Тралли-Валли).

Тралли: Мы репетируем номер с воздушными шариками, чтобы выступать вместе с нашими знаменитыми дедушками.

Валли: (огорченно) Только у нас ничего не получается. Как всегда…

Тралли: Вот мы и пришли к вам за помощью, чтобы разгадать все загадки.

Валли: Ведь это вы самые лучшие специалисты по воздушным шарикам?!

Директор: Так какая у вас проблема?

Тралли: Посмотрите, я могу надуть шарик, а Валли  — нет. (демонстрируют)

Валли: (со вздохом) Сплошное надувательство!

Директор: Очень занимательно! Как раз задачка для наших юных естествоиспытателей. Срочно создаём две исследовательские группы. Тралли, проходите к группе «синего шарика», Валли — к группе «красного шарика».

Директор: Ребята, внимательно рассмотрите бутылки, и скажите, в чем тут дело. Найдите отличие!

Клоуны проходят к столам, приветствуют гостей, представляются, дают возможность детям внимательно рассмотреть обе бутылки. Идет обсуждение в группах. Дети замечают, что на одной из бутылок есть отверстие, а на другой оно заклеено скотчем.

Директор: Какие есть предположения? Почему Тралли смог надуть шарик, а Валли нет?

Директор заслушивает версии участников и подводит итог.

Директор: Действительно, надуться шарику не позволяет воздух находящийся внутри бутылки, но стоит только проделать отверстие, как шарик сразу надувается.

Директор: Уважаемый Валли, теперь вы знаете, что нужно сделать, чтобы надуть шарик внутри бутылки?

Валли: Да, большое спасибо!

Валли снимает скотч с отверстия бутылки, надувает шарик.

 Действительно, получилось! Хорошо, что мы к вам пришли!

Тралли: Но у нас ещё вопросы остались.

Директор: Какие вопросы?

Валли: Неразрешимые…

Тралли: Целая куча…

Валли: Целая куча неразрешимых вопросов.

Клоуны подходят к коробкам.

Валли: Дело в том, что наша семья вот уже не одно столетие служит цирку. Еще наш пра-пра-пра-пра (загибает пальцы) прадедушка служил при дворе самого Несмеяна Великого!

Тралли: А сейчас в цирке «Дю Шар» выступают наши дедушки.

Валли: У них номер с воздушными шарами.

Тралли: Однажды мы с Валли попросили наших дедушек позволить нам выступать вместе с ними. Они сказали, что подумают и дадут ответ.

Валли: (разочарованно) А дали … вот эти коробки… (показывает на коробки). Эти коробки, видимо, о-о-очень долго простояли  где-то на чердаке (снимает с крышки коробки паутину с паучком).

Тралли: Тут есть афиша с первого выступления дедушек.

Показывает афишу, передает её ДиректоруКлоуны достают из коробок предметы циркового реквизита, рассматривают их.

Тралли: И ещё в коробках столько всего интересного!

Валли: (растерянно) Непонятного …

Тралли: Я хотел сказать непонятно – интересного.

Валли: Наверное, все эти вещи много лет верой и правдой служили дедушке Тралли и Валли…

Тралли: И дарили радость, смех и улыбки.

Достает какую-нибудь вещицу, разглядывает, не понимая, как это может вызывать радость и улыбку.

Валли: В общем, понятно, что ничего не понятно. Как это использовать мы так и не разобрались. Вот и пришли к вам за советом.

Директор: (задумчиво, сам с собой, затем советуется с Сотрудниками) Очень интересное направление исследования… Культурное наследие…

Сотрудник 1: На стыке науки и искусства…

Сотрудник 2: Возможны гранты от министерства культуры и отдыха…

Директор: Пожалуй, возьмемся! (обращаясь к гостям) Ребята, поможем Тралли и Валли разгадать секреты цирковых номеров их великих дедушек?

Гости соглашаются помочь клоунам.

Директор: Давайте внимательно рассмотрим афишу с выступления ваших дедушек (изучает  афишу). С номером «Сплошное надувательство» мы разобрались. Какой номер из дедушкиной афиши попробуем теперь исполнить?

Тралли, Валли: «Стакан прилипала».

Тралли: (роется в коробке) Воздушный шарик есть, стаканчик тоже есть, … а клей?

Валли: (растерянно) Ну вот, клея нет. Как же приклеить? Здесь же нет клея.

Директор: В этом случае нам поможет атмосферное давление! Оно всегда рядом с нами! Атмосферное давление – это давление, которое оказывает воздух на земную поверхность и на всё что на ней находится. Уважаемые Сотрудники, покажите, пожалуйста, нашим гостям, как можно прилепить стаканчик к воздушному шарику.

Сотрудники демонстрируют опыт. Один сотрудник начинает надувать шарик, а второй в это время плотно прижимает пластиковый стаканчик к шарику. Стаканчик прикрепляется к шарику. Директор комментирует.

Директор: При надувании шарика часть, которая находится под стаканом, распрямляется, в результате давление внутри стакана резко понижается. Атмосферное давление снаружи больше, поэтому стаканчик не падает.

Тралли, Валли: Мы тоже хотим попробовать!

Директор: Хорошо. Вам, вероятно, потребуются помощники?

Валли: (задумчиво) Кто же это будет?

Тралли: Придумал! Пусть это будут ребята, которые умеют громче всех хлопать в ладоши. Нам нравятся звуки аплодисментов.

Валли: Ребята, по моей команде, на счет «три» начинайте хлопать в ладоши. Один, два, три.

Дети хлопают в ладоши, клоуны внимательно прислушиваются и выбирают себе помощников.

Клоуны вместе с помощниками и Сотрудниками встают у игровых столов, чтобы всем было хорошо видно. Клоуны выдают каждому помощнику пластиковый стаканчик, надувают шарик, гости «приклеивают» к ним стаканчики. Сотрудники помогают советом или делом.

Клоуны радостно демонстрируют результат.

Директор: Поддержим экспериментаторов аплодисментами!

Тралли: Здорово, со вторым номером мы справились. Следующий номер называется «Дом с привидениями».

Валли, ты помнишь историю черного-черного дома, которую нам рассказывали на ночь дедушки.

Валли: (таинственно) О, это очень-очень страшная история. Ребята, хотите её послушать?

В помещении гаснет свет. Клоуны достают из коробок «Дом с привидениями».

Тралли, Валли:

Хотим про привидение
Сейчас вам рассказать,
Чтобы чуть-чуть развлечь,
А может – напугать.

Сперва представьте домик,
В котором много лет
Бродило привидение
Как только гаснет цвет.

Летало беззаботно,
Вздыхая на лету,
Гремя цепями, воя,
Пугая пустоту.

Скучало привидение,
Один Я устрашающий,
Решило привидение
Найти себе товарищей.

И вот в подвале дома
Нашел себе друзей,
Теперь пугать детишек
Гораздо веселей.

Тралли: Ребята, хотите заглянуть в подвал черного-черного дома и увидеть друзей привидения?

Клоуны подходят к игровым столам, открывают «подвалы» домиков, раздают детям по одному персонажу (это фигурки пауков, летучих мышей, привидений, вырезанные из кальки).

Директор: Ребята, давайте поможем Тралли и Валли сделать обитателей подвала черного-черного домика подвижными, например, заставим паука перебирать лапками, летучую мышь хлопать крыльями, а привидение летать? Как это можно сделать? Какие у вас есть предложения?

Директор проводит аналогию с опытом «Регата шароходов». Дети предполагают, что обитателей можно сделать подвижными с помощью воздушного шарика и статического электричества.

Валли: Как же нам получить статическое электричество? В дедушкиных коробках нет шерстяного лоскута!

Директор: В этом случае вам пригодится голова.

Тралли: Надо много думать?

Валли: О статическом электричестве?

Директор: В данном случае, важно не то, что у вас в головах, а то, что у вас на голове. Если потереть шарик о волосы, то он наэлектризуется, и вы сможете «оживить» обитателей «Дома с приведениями». Будем пробовать?

Уважаемые Сотрудники, покажите ребятам, как можно «оживить» друзей приведения. Посмотрите, Султан заставил паука шевелить лапками, а Алексей хлопать крыльями летучую мышь.

Директор: Спасибо. Прошу предоставить командам необходимое оборудование для опыта «Дом с привидениями».

Сотрудники выдают детям воздушные шарики. Каждый участник самостоятельно проводит опыт. Директор, Сотрудники и клоуны помогают.

Директор: Ребята, прошу вас сдать Сотрудникам лабораторное оборудование, а обитателей черного-черного дома поскорее вернуть в подвал.

Сотрудники собирают воздушные шарики, а клоуны фигурки персонажей.

Директор: Итак, Тралли и Валли, мы помогли вам разгадать секреты цирковых номеров ваших великих дедушек. В коробках больше нет ничего необычного?

Тралли: Только какая-то странная бумага на дне коробки.

Достают из каждой коробки по 2 листка калькиНа кальке — какие-то знаки.

Валли: Ребята, вы поможете нам с этим разобраться?

Ребята догадываются, что при наложении листов кальки друг на друга, получается слово «ДНО».

Тралли: Наверное, нужно еще раз посмотреть на дне коробок (роются в коробках).

Валли: У меня ничего нет, а у тебя?

Рассматривая содержимое коробки, Тралли поднимает её, и дети замечают с внешней стороны на дне коробки конверт. Дети рассказывают о конверте клоунам. Тралли достает из конверта флешку.

Тралли: О, это же флешка наших дедушек. Давайте посмотрим, что на ней.

Тралли передает флешку Сотрудникам. На ней — видеообращение дедушек. Они сообщают о своем решении разрешить внукам участвовать в цирковых выступлениях.

Тралли: Здорово! Наконец-то, мы будем работать на манеже вместе с нашими знаменитыми дедушками!

Директор: Мы рады за вас, дорогие Тралли и Валли!

Уважаемые гости! Прошу исследовательские группы «синего шарика» и «красного шарика» вместе с Тралли и Валли встать в круг.

Дети встают в круг. Сотрудники подносят стойки с шариками к Клоунам.

Директор: Ребята! Надеюсь, что сегодняшняя встреча была полезной не только для Тралли и Валли, вы тоже узнали что-то новое и интересное. Вручаем вашему классу Сертификат, который подтверждает, что вы были активными участниками экспериментальных исследований лаборатории «Balloon and science» с описанием экспериментов, которые мы проводили вместе с вами.

Сотрудник демонстрирует Сертификат.

А ещё мы хотим подарить вам предмет, который, как вы сегодня убедились, не только приносит радость и поднимает настроение, но и помогает изучать естественные науки.

Звучит финальная песня «День открытий». Сотрудники раздают гостям воздушные шарики «по цепочке, по часовой стрелке». Таким образом, у всех детей появляются в руках воздушные шарики. До окончания песни дети выполняют простые движения с шариками, повторяя их за Директором, Сотрудниками и клоунами.

Директор: (по окончании песни) Желаем всем успехов в изучении естественных наук! Вперед, за Тралли и Валли навстречу новым открытиям!

Вслед за клоунами дети выходят из зала.

Приложение. Текст финальной песни «День открытий»
(
на мелодию песни «С днем рождения» группы Барбарики)

И я, и я, и я, и я
Рады видеть тебя!
И я, и я, и я, и я
Рады видеть тебя!

Опыт этого дня,
Фокус этого дня
Удивили тебя,
Поразили тебя!

С Днем открытия
И я, и я, и я, и я
Поздравляем тебя!

С Днем открытия
И я, и я, и я, и я
Поздравляем тебя!

И сегодня не зря
Надували кряхтя
Вплавь пускали в моря
Этот шар для тебя!

С Днем открытия
И я, и я, и я, и я
Поздравляем тебя!

С Днем открытия
И я, и я, и я, и я
Поздравляем тебя!

Много ярких идей
У тебя в голове,
Новых знаний багаж
Пригодится тебе!

С Днем открытия
И я, и я, и я, и я
Поздравляем тебя!

С Днем открытия
И я, и я, и я, и я
Поздравляем тебя!