«От игры к познанию города»

«Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка
вливается живительный поток представлений и понятий.
Это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности».

В.А. Сухомлинский

Санкт-Петербург — один из самых прекрасных городов мира, уникальный культурно-исторический комплекс, в судьбе которого огромную роль сыграли многие выдающиеся исторические личности, деятели культуры и искусства.

Каждый исторический период оставляет наследие, которым пользуются последующие поколения. Юным петербуржцам досталось богатое прошлое, созданное несколькими поколениями. Его надо уметь оценить, сохранить, обогатить и передать следующим поколениям.

Совершить путешествие в прошлое нашего замечательного города, перенестись на 200-300 лет назад — разве не увлекательна эта мысль? Ведь каждому интересно представить себе жизнь людей того времени, жизнь города, по улицам которого ходим мы. А позволяет сделать это игра, которую можно использовать в качестве эффективной современной образовательной технологии.

Потребность в игре велика в одинаковой степени и у детей, и у взрослых, заинтересованных в развитии творческой активности, социализации детей.

Познавательный театрализованный досуговый проект по краеведению «Путешествие в прошлое Петербурга», приближая к детям далекие времена через игровое действие, не только оказывает огромное влияние на их познавательную деятельность, но еще формирует у них позитивное отношение к краеведению.

Хочется подчеркнуть, что сегодня особую значимость приобретают игровые программы, которые могут быть проведены не только педагогами дополнительного образования в доме или дворце детского творчества, а также учителями и специалистами  школ, занимающимися организацией краеведческой деятельности. Примером тому может служить данный проект «Путешествие в прошлое Петербурга».

Когда мне предложили разработать краеведческую досуговую программу, захотелось придумать для детей средней и старшей школы что-то такое, что могло бы увлечь ребят, а главное дать им импульс не только  к участию в конкурсных программах, но и к самостоятельному изучению великого наследия нашего замечательного города.

Я убеждена, что сегодня юные петербуржцы не могут полноценно развиваться без опоры на культурный опыт предшествующих поколений, без знаний об историческом и культурном наследии нашего города. А игра, такая желанная и любимая  детьми деятельность, позволяет создать у них образ Петербурга на основе имеющихся знаний, расширить возможность для применения интеллектуального и творческого потенциала каждого ребенка.

Познавательный театрализованный досуговый проект по краеведению «Путешествие в прошлое Петербурга» состоит из трёх игровых программ, посвящённых XVIII столетию. Каждая программа приглашает ребят совершить путешествие в прошлое нашего замечательного города, приближая те далекие времена, включить детей в новые для них события и реалии, дать возможность смоделировать различные ситуации, актуализировать их в своем сознании.

Первая игровая программа проекта «Путешествие в петровский Петербург» для учащихся 5-6 классов.

Ребята отправляются на фрегатах петровского времени в Петербург  XVIII века, где по приглашению императрицы Екатерины I становятся участниками ассамблеи. Все конкурсы игровой программы – «Разминка», «Игры ассамблей петровских», кроссворд «Знатоки Петербурга», «Загадочный сундук», «Правила застольного этикета», вызывают живой интерес и желание ответить на большее количество вопросов, чтобы заработать как можно больше парусов для команды. И руководители команд принимают активное участие в качестве арбитров у команд соперников.

По итогам конкурсов команды награждаются грамотами и памятными подарками из рук самой императрицы. Проигравших нет, а выигрывают все, потому что каждый участник, ребенок и взрослый, имеют возможность еще раз соприкоснуться с богатым культурным и историческим прошлым нашего неповторимого города на Неве!

Вторая  игровая программа проекта «Путешествие в елизаветинский Петербург» для учащихся 7-8 классов.

Участники оказываются во дворце Елизаветы Петровны, где встречаются с юной фрейлиной Агатой. Участвуя в конкурсах «Театральные подмостки», «Пороки и достоинства», «Сподвижники Елизаветы», кроссворд «Найди слово», «Ярмарочные забавы», «Ломоносов в Петербурге», блиц-конкурс «Русский театр», юные участники имеют возможность не только показать свои знания, но углубить и расширить их. А с каким удовольствием они показывают веселые сценки из своей школьной жизни, проявляя чудеса артистизма и творчества! Ф. Волков и А. Сумароков были бы приятно удивлены – дело их жизни имеет продолжение у потомков.

Третья игровая программа проекта посвящена эпохе Екатерины Второй.

Учащиеся 9-11 классов приглашаются на бал-маскарад.
Известно, что Северная Семирамида, так называли Екатерину Великую в Европе, любила устраивать на маскарадах сюрпризы для приглашенных. Мы не стали изменять этой забавной традиции и на протяжении всего бала-маскарада предлагаем юным участникам не один сюрприз…

Екатерина Вторая очень любила различные интеллектуальные состязания. На своих «эрмитажных собраниях» она предлагала гостям поучаствовать в «играх ума». Регламент и нашего  бала-маскарада  предусматривает определенный порядок. Дамы и их кавалеры приглашаются в гостиные и салоны, где могут продемонстрировать свои знания и таланты!

В гостиной «Пасьянс» участникам предлагаются конкурсы «Памятник Екатерине Великой», пасьянс «Императоры России 18 века», кроссворд «Литераторы екатерининского времени», конкурс-лото «Архитекторы»; в салоне «Эрудит» интеллектуальные конкурсы «Календарь эпохи», «Знатоки истории», блиц-конкурс «Маскарад»; а в салоне «Домино» участники состязаются в конкурсах, посвящённых Екатерине Второй.

А затем игры, забавы и конечно же танцы! Это и грациозный менуэт, весёлый котильон, танцевальная игра «Царская охота» и русский хоровод, так любимый Екатериной Второй!

На протяжении всего мероприятия мы стараемся создать такую атмосферу,  которая позволила бы  всем участникам,  ребятам и взрослым,  получить истинное удовольствие. Надеемся, что наш бал-маскарад, где царит веселье и остроумие, является ещё и познавательным.

Каждая из трёх программ длится более часа, и мы никогда не видели ни одного участника, который бы скучал. Всем интересно: и детям, и взрослым. В чём секрет?

Прежде всего в структуре построения игры: в чередовании конкурсных заданий, применении интерактивных технологий, расширяющих  возможности взаимодействия, музыкальном оформлении, которое является важнейшим звеном программы, определяющим её композицию и ритм, настраивающим на определённые взаимоотношения, а также песня и танец, которые становятся органичным средством самовыражения и объединяющим компонентом всех участников действа.

Но, на мой взгляд, одной из самых главных особенностей наших игровых программ является театрализация, которая создаёт атмосферу спектакля. Главное действующее лицо — играющий педагог, костюмированный персонаж, который может гораздо успешнее решать педагогические и социально-психологические проблемы ребёнка: расшевелить пассивного, сделать смелее неуверенного в себе, активизировать к более решительным действиям.

Мы видим, с каким удовольствием ребята играют и не испытывают горечи обид даже тогда, когда не могут дать правильный ответ. Честно говоря, даже взрослые иногда не знают ответов на некоторые вопросы. Например, конкурс с сюжетами «Сподвижники Елизаветы» или «Календарь истории» может показаться сложным. У меня ответ простой — мы стараемся шагать в ногу со временем, поэтому в связи с ростом интеллектуальных запросов и разнообразием школьных программ, расширяется содержательное поле наших досуговых образовательных программ. Они несут в себе большую познавательную ценность. Поэтому не устаю повторять, что главной целью этих игр является создание условий как  для применения имеющихся знаний, так и для получения новых.

Все участники наших программ дают  высокую оценку и выражают желание и надежду встретиться вновь, потому что каждая встреча – это соприкосновение с интересным и увлекательным, это общение с новыми людьми, это удовольствие, радость и наслаждение!

Мы стремимся к тому, чтобы наши игровые программы соответствовали эталону интеллигентности, красоты, истинно петербургскому стилю. А главное — давали ребятам импульс к познанию культурно-исторического наследия нашего неповторимого Санкт-Петербурга!

педагог-организатор,
педагог дополнительного образования
Васильева Нелла Григорьевна

Эмблемы команд

Отзывы и благодарности