Образовательные программы, реализуемые в отделе гражданско-патриотического воспитания

«Музееведение. Экскурсоведение»

Социально-педагогическая направленность. Предназначена для детей от 11 до 16 лет, рассчитана на 1 и 2 года обучения. Программа направлена на познание подростками основ музееведения и особенностей экспозиционной, фондовой, исследовательской и просветительско-информационной работы  в школьных музеях. 
В процессе обучения по программе «Музееведение. Экскурсоведение» дети овладевают умением организовывать свою творческую деятельность от постановки цели к поиску путей решения, пользоваться цифровой фотокамерой, оформлять информационные материалы с помощью компьютера в программах Photoshop, Illustrator, Power Point. В отличие от традиционного знакомства с учебным материалом, основанного на принципе от «простого к сложному», обучение по данной программе предполагает неоднократное возвращение к темам на разных уровнях осмысления и глубины погружения.
Например:
На первом году обучения в блоке «Музей и школа – новое образовательное пространство» происходит знакомство с общими понятиями всех видов музейной деятельности в школьном музее. На втором году обучения в блоке «Город – образовательное пространство» закрепляются и развиваются знания по музееведению и экскурсоведению, но на основе работы в городском пространстве.
Результатом освоения программы являются изменения личности подростка, его творческих, коммуникативных качеств, которые отслеживаются педагогом, родителями в течение всего периода обучения. Для этого используются  наблюдение, собеседования, тестирование, анкетирование, проводимые педагогом и родителями, а также презентация обучающимися результатов своей деятельности.
Учащиеся принимают участие в работе Совета музея, участвуют в мероприятиях Районного Совета школьных музеев, походах  и экспедициях, конкурсах и выставках, социально-значимых акциях. Образовательная программа «Музееведение. Экскурсоведение.» является открытой системой, так как по необходимости возможна корректировка программы в соответствии с изменениями в экспозиции музея. 


«Земли севернее Муринского ручья»

Социально-педагогическая направленность. направленность. Для детей от 10 до 16 лет., рассчитана на 5 лет. 
Программа «Земли севернее Муринского ручья» состоит из двух взаимосвязанных модулей: «Многоликая Выборгская сторона» и «Музееведение и экскурсоведение». Программа  «Земли севернее Муринского ручья» даёт возможность обучающимся проследить логическое развитие района от петровских времён до сегодняшних дней, позволяет сформировать навыки работы с исторической информацией в виде исследовательских работ, умения создания музейной экспозиции, составления экскурсионных маршрутов и проведения экскурсий. Актуальность  образовательной программы «Земли севернее Муринского ручья» заключается в том, что она рассчитана на подростковый возраст детей, у которых в этот период  жизни формируются свое мировоззрение, свои ценностно-смысловые ориентиры, это время становления жизненной позиции. Подросток стоит перед  выбором – «Что делать?», «С кем делать?», «Где?», «Когда?» и «Зачем мне это надо?».
В ходе реализации данной образовательной программы обучающийся имеет возможность узнать не только об истории  и культуре своей Малой Родины, но освоить новые формы деятельности: стать исследователем, научиться передавать информацию в качестве экскурсовода, уметь владеть фото- и видеосъемкой, научиться владеть собой и проявлять толерантность во взаимоотношениях. Все  это дает возможность отвлечь обучающегося  «от улицы», а значит  предупредить правонарушения и безнадзорность. После освоения образовательной программы в полном объеме обучающиеся будут знать: об истории Северо-Западных рубежей Руси, о возникновении Выборгской стороны, ее географии и топонимике, быте выборжан, ее архитектурой, памятниками и промышленными предприятиями, о культурном наследии Выборгской стороны  (учебными заведениями, театрами,  садово-парковыми объектами, знаменитыми петербуржцами), о создании Калининского района.
Ребята будут владеть способностями самостоятельной работы с разнообразными    краеведческими  источниками, литературой, справочниками, картами, будут  проводить презентацию своей работы в виде защиты реферата, доклада, экскурсии в музейном или  городском пространстве, с использованием ИКТ, плучат навыки  работы с видеокамерой и фотоаппаратом.


«Дома рассказывают»

Программа «Дома рассказывают» имеет социально-педагогическая направленность. Программа рассчитана на 2 года обучения и предназначена для учащихся 11-16 лет.
Особенностью программы является возможность формирования учебных групп детьми с разным уровнем знаний, умений и навыков, но общим интересом к истории города. За время обучения учащиеся знакомятся с самыми значимыми постройками города, архитектурными стилями, биографиями архитекторов, знаменитыми петербуржцами и историей их семей. Получают навыки самостоятельного изучения родного края, топографии и топонимики города. В результате, после освоения программы, обучающиеся овладевают знаниями о культурно-историческом наследии нашего города, которые позволяют им создавать исследовательские работы и представлять их на тематических конкурсах, конференциях, олимпиадах района, города. Региона и России.


«Зарница»

Программа «Зарница» социально-педагогической направленности. Предназначена для детей 11 -15 лет,  рассчитана на 2 года обучения.
Программа направлена на воспитание у детей среднего школьного возраста любви к Родине, патриотизма, ответственности, мужества, силы воли, выносливости, дисциплинированности.
Программа дает представления о структуре Вооруженных сил России, пожарных и спасательных служб, знакомит детей с основами оказания первой доврачебной помощи, правилами ПДД, с техникой спортивного и пешеходного туризма. Обучающиеся изучат навыки юнармейских специальностей и правила ПДД, освоят основы туризма, оказания доврачебной помощи и пожарные  приемы. Свои новые умения и навыки участники проверят и закрепят в тактических военных и подвижных спортивных играх на местности, комбинированных эстафетах, смотрах, конкурсах, викторинах, соревнованиях по скалолазанию, проезжей части, соревнованиях по спортивному туризму и в повседневной жизни. Возможность применить новые, полученные в процессе обучения, навыки повышают самооценку ребенка, уверенность его в себе, а так же позволяют ребятам почувствовать нужность. Большое количество выездов и соревнований позволяют обучающимся применить приобретенные навыки на практике, тем самым расширяя кругозор детей, уверенность в себе и личностный рост в различных направлениях. В программе учтены возрастные особенности обучающихся, их физические и интеллектуальные способности, а также участие и помощь родителей в подготовке и проведении выездных занятий. После освоения программы учащиеся получают навыки и умения управляться со спец.снаряжением (туристским, пожарным, спортивным), развивается спортивно-физическая подготовка. Обучающиеся являются активными участниками районных и городских. Соревнований по спортивному туризму, школы безопасности и принимают активное участие в детско-юношеской, военно-спортивной игре «Зарница».