Образовательные программы, реализуемые в отделе гражданско-патриотического воспитания

«Мой город»

Направленность  программы — социально-педагогическая, срок реализации 1 год. Программа рассчитана для детей 7 — 11 лет.
Программа направлена на воспитание у детей младшего и среднего школьного возраста любви и уважения к своему городу, его истории и традициям как необходимое условие взросления ребёнка, будущего гражданина Отечества.
Программа даёт представление о многогранности и значимости петербургского наследия, знакомит детей с историей и наиболее известными памятниками города и района. Краеведческая направленность расширяет возможности идентификации личности в пространстве города. Дети не только знакомятся с Петербургом в целом, но и учатся любить свою «малую Родину» – район, улицу, дом, в котором живут, ценить своих родных и близких. В программе учтены удалённость образовательных учреждений района от исторического центра, подготовленность родителей, их национальный и языковой состав. Большая часть предлагаемого ребенку учебного и информационного материала ориентирована на информационную модель обучения, т.е. даёт работу началу логическому мышления ребёнка. Нам представляется, не менее важным, обращение к чувствам, ощущениям ребёнка. Учитывая высокие мыслительные способности детей 7-11 лет, по нашему мнению, следует обратить внимание на такие способы постижения окружающего мира, как созерцание и сопереживание. Такие формы мыслительного процесса способствуют включению долговременной памяти,  позволяют сохранять мир живым. Реализация программы может осуществляться  в коллективе учащихся, которые не изучают  предмет «История и культура Санкт-Петербурга». Учебные группы обучающихся могут формироваться по типу смешанных с разным уровнем знаний, умений и навыков по изучаемым темам. При организации деятельности обучающихся используются различные виды практической деятельности: творческое задание, конкурс, турнир, викторина, праздник. После освоения программы, обучающиеся будут иметь представление о многогранности и значимости петербургского наследия, познакомятся с историей и наиболее известными памятниками города, района, смогут использовать знания, умения и навыки, полученные на занятиях, в повседневной жизни и для дальнейшего самостоятельного изучения родного края; получат навыки уважительного и бережного отношение к своему городу, его людям.


«Петербургский этикет»

Направленность программы — социально-педагогическая, рассчитана на 1 год обучения. Программа предназначена для детей 7 — 10 лет. 
Программа даёт детям представление об этикете, о совокупности правил поведения, регулирующих внешние проявления человеческих взаимоотношений: культуре внешнего вида, формах приветствия и обращения, манерах вербального и реального поведения.
Программа направлена на духовно-нравственное воспитание детей, формирование навыков правильного поведения в обществе, уважения к носителям традиций, как к знаменитым предкам, так и нашим современникам. Программа «Петербургский этикет» знакомит детей с основами знаний об этикете Петербурга как синтезе Западно-Европейских и русских норм поведения в обществе, а также решает вопросы этико-правового образования и воспитания детей, что предполагает систематическое изучение нравственных и правовых норм с учётом возрастных особенностей. Программа создаёт возможность активно пользоваться правилами поведения в быту, учёбе, игре, другой деятельности. Дети усваивают эти правила, а понимание смысла помогает им сознательно управлять своим поведением, эмоциями, самостоятельно регулировать их в разных жизненных ситуациях. При организации деятельности обучающихся используются различные виды практической деятельности: игры — инсценировки, беседы, викторины, игровые тренинги, сюжетно-ролевые игры и т.д. Особое значение придаётся игре, она по-прежнему занимает важное место в жизни младшего школьника. В процессе игры легче усваиваются понятия, приобретаются необходимые навыки. После освоения программы обучающиеся будут знать основы этикета, владеть навыками культурного поведения в повседневной жизни, в общественных местах (школе, транспорте, музее, театре, библиотеке, на улице, дискотеке и др.), навыками культурного общения  с близкими и окружающими людьми, со взрослыми и сверстниками.


«Этикет»

Направленность  программы — социально-педагогическая, срок реализации  1 год обучения. Программа рассчитана для детей 7 — 13 лет. 
Программа даёт учащимся представление об этикете, о совокупности правил поведения, регулирующих внешние проявления человеческих взаимоотношений: культуре внешнего вида, формах приветствия и обращения, манерах вербального и реального поведения. 
Программа «Этикет» заключается в ее практической направленности на формирование умений и навыков, которые могут найти применение не только в образовательном процессе, но и в обществе. Большое количество практических занятий позволяют обучающимся попробовать себя в различных ролях и отточить навыки поведения в различных жизненных ситуациях. Обучение по программе проходит при использовании моделирования различных ситуаций, ролевых игр на занятиях-тренингах. Широко используется психотерапевтические методы: сказкотерапия и  символдрамы, которые способствуют личностному росту ребенка без интервенции из вне. Благодаря приему «Что будет, если…» дети могут самостоятельно строить свои модели поведения, прислушиваясь в случае затруднения к советам педагога. Обучающимся свойственно лучше воспринимать наглядный пример, поэтому для педагога главной задачей является показать положительный пример детям. Эффективность достигается за счет проигрывания правильных и неправильных линий поведения. Обучающиеся самостоятельно находят ошибки и с помощью учителя исправляют их в своем поведении, в то время как педагог лишь направляет детей в нужном направлении.
 При разработке программы занятий активно используются материалы учебных предметов, в первую очередь гуманитарно-художественного цикла: литературные и музыкальные произведения, история Санкт-Петербурга, народные обычаи и традиции, знакомство с окружающей природой. Это соответствует основной задаче курса — сделать этикет как предмет связующим звеном всего учебно-воспитательного процесса. Использование на занятиях психологических тренингов, тестов помогает сделать процесс усвоения данной программы более быстрым и доступным.


«Мозаика художественной культуры»

Направленность  программы — социально-педагогическая, срок реализации  1 год обучения. Программа рассчитана для детей 7 — 13 лет.
Программа создаёт необходимые условия для личностного развития учащихся, позитивной социализации и удовлетворения индивидуальных потребностей у учащихся в интеллектуальном, художественно-эстетическом, нравственном развитии, а также компенсирует  недостатки детей в воспитании для  образовательных и социальных достижений, формируя ценности, мировоззрение, гражданскую идентичность. Современный национальный воспитательный идеал  — это высоконравственный, творческий и компетентный гражданин, осознающий личную ответственность за настоящее и будущее своей страны. Программа построена на широком использовании методик, связанных с включением в каждую тему разнообразных зрелищно-игровых приемов, способствующих систематическому формированию и поддержанию у детей младшего школьного и подрасткового возраста  мотивации к творчеству. Программа призвана пробудить в каждом учащемся стремление к художественному самовыражению. Данная программа  расширяет культурный кругозор, создаёт условия для формирования таких личностных качеств, как уверенность в себе, доброжелательное отношение к сверстникам, умение радоваться успехам товарищей, способность работать в группе и проявлять лидерские качества. Также программа дает возможность решать психологические проблемы учащихся, возникающие у многих в семье и в школе.   В программе используется комплекс технологий подачи учебного материала, основанный на альянсе литературного, музыкального творчества и художественного искусства. Программа позволяет осуществить внедрение новых технологий, в результате которых происходит развитие речи учащихся, формируется художественный вкус, музыкальный слух, а  также, самое главное, воспитание культурного человека.


«Музееведение. Экскурсоведение»

Социально-педагогическая направленность. Предназначена для детей от 11 до 16 лет, рассчитана на 1 и 2 года обучения. Программа направлена на познание подростками основ музееведения и особенностей экспозиционной, фондовой, исследовательской и просветительско-информационной работы  в школьных музеях. 
В процессе обучения по программе «Музееведение. Экскурсоведение» дети овладевают умением организовывать свою творческую деятельность от постановки цели к поиску путей решения, пользоваться цифровой фотокамерой, оформлять информационные материалы с помощью компьютера в программах Photoshop, Illustrator, Power Point. В отличие от традиционного знакомства с учебным материалом, основанного на принципе от «простого к сложному», обучение по данной программе предполагает неоднократное возвращение к темам на разных уровнях осмысления и глубины погружения.
Например:
На первом году обучения в блоке «Музей и школа – новое образовательное пространство» происходит знакомство с общими понятиями всех видов музейной деятельности в школьном музее. На втором году обучения в блоке «Город – образовательное пространство» закрепляются и развиваются знания по музееведению и экскурсоведению, но на основе работы в городском пространстве.
Результатом освоения программы являются изменения личности подростка, его творческих, коммуникативных качеств, которые отслеживаются педагогом, родителями в течение всего периода обучения. Для этого используются  наблюдение, собеседования, тестирование, анкетирование, проводимые педагогом и родителями, а также презентация обучающимися результатов своей деятельности.
Учащиеся принимают участие в работе Совета музея, участвуют в мероприятиях Районного Совета школьных музеев, походах  и экспедициях, конкурсах и выставках, социально-значимых акциях. Образовательная программа «Музееведение. Экскурсоведение.» является открытой системой, так как по необходимости возможна корректировка программы в соответствии с изменениями в экспозиции музея. 


«Земли севернее Муринского ручья»

Социально-педагогическая направленность. направленность. Для детей от 10 до 16 лет., рассчитана на 5 лет. 
Программа «Земли севернее Муринского ручья» состоит из двух взаимосвязанных модулей: «Многоликая Выборгская сторона» и «Музееведение и экскурсоведение». Программа  «Земли севернее Муринского ручья» даёт возможность обучающимся проследить логическое развитие района от петровских времён до сегодняшних дней, позволяет сформировать навыки работы с исторической информацией в виде исследовательских работ, умения создания музейной экспозиции, составления экскурсионных маршрутов и проведения экскурсий. Актуальность  образовательной программы «Земли севернее Муринского ручья» заключается в том, что она рассчитана на подростковый возраст детей, у которых в этот период  жизни формируются свое мировоззрение, свои ценностно-смысловые ориентиры, это время становления жизненной позиции. Подросток стоит перед  выбором – «Что делать?», «С кем делать?», «Где?», «Когда?» и «Зачем мне это надо?».
В ходе реализации данной образовательной программы обучающийся имеет возможность узнать не только об истории  и культуре своей Малой Родины, но освоить новые формы деятельности: стать исследователем, научиться передавать информацию в качестве экскурсовода, уметь владеть фото- и видеосъемкой, научиться владеть собой и проявлять толерантность во взаимоотношениях. Все  это дает возможность отвлечь обучающегося  «от улицы», а значит  предупредить правонарушения и безнадзорность. После освоения образовательной программы в полном объеме обучающиеся будут знать: об истории Северо-Западных рубежей Руси, о возникновении Выборгской стороны, ее географии и топонимике, быте выборжан, ее архитектурой, памятниками и промышленными предприятиями, о культурном наследии Выборгской стороны  (учебными заведениями, театрами,  садово-парковыми объектами, знаменитыми петербуржцами), о создании Калининского района.
Ребята будут владеть способностями самостоятельной работы с разнообразными    краеведческими  источниками, литературой, справочниками, картами, будут  проводить презентацию своей работы в виде защиты реферата, доклада, экскурсии в музейном или  городском пространстве, с использованием ИКТ, плучат навыки  работы с видеокамерой и фотоаппаратом.


«Дома рассказывают»

Программа «Дома рассказывают» имеет социально-педагогическая направленность. Программа рассчитана на 2 года обучения и предназначена для учащихся 11-16 лет.
Особенностью программы является возможность формирования учебных групп детьми с разным уровнем знаний, умений и навыков, но общим интересом к истории города. За время обучения учащиеся знакомятся с самыми значимыми постройками города, архитектурными стилями, биографиями архитекторов, знаменитыми петербуржцами и историей их семей. Получают навыки самостоятельного изучения родного края, топографии и топонимики города. В результате, после освоения программы, обучающиеся овладевают знаниями о культурно-историческом наследии нашего города, которые позволяют им создавать исследовательские работы и представлять их на тематических конкурсах, конференциях, олимпиадах района, города. Региона и России.


«Зарница»

Программа «Зарница» социально-педагогической направленности. Предназначена для детей 11 -15 лет,  рассчитана на 2 года обучения.
Программа направлена на воспитание у детей среднего школьного возраста любви к Родине, патриотизма, ответственности, мужества, силы воли, выносливости, дисциплинированности.
Программа дает представления о структуре Вооруженных сил России, пожарных и спасательных служб, знакомит детей с основами оказания первой доврачебной помощи, правилами ПДД, с техникой спортивного и пешеходного туризма. Обучающиеся изучат навыки юнармейских специальностей и правила ПДД, освоят основы туризма, оказания доврачебной помощи и пожарные  приемы. Свои новые умения и навыки участники проверят и закрепят в тактических военных и подвижных спортивных играх на местности, комбинированных эстафетах, смотрах, конкурсах, викторинах, соревнованиях по скалолазанию, проезжей части, соревнованиях по спортивному туризму и в повседневной жизни. Возможность применить новые, полученные в процессе обучения, навыки повышают самооценку ребенка, уверенность его в себе, а так же позволяют ребятам почувствовать нужность. Большое количество выездов и соревнований позволяют обучающимся применить приобретенные навыки на практике, тем самым расширяя кругозор детей, уверенность в себе и личностный рост в различных направлениях. В программе учтены возрастные особенности обучающихся, их физические и интеллектуальные способности, а также участие и помощь родителей в подготовке и проведении выездных занятий. После освоения программы учащиеся получают навыки и умения управляться со спец.снаряжением (туристским, пожарным, спортивным), развивается спортивно-физическая подготовка. Обучающиеся являются активными участниками районных и городских. Соревнований по спортивному туризму, школы безопасности и принимают активное участие в детско-юношеской, военно-спортивной игре «Зарница».