День открытых дверей в научно-исследовательском институте ЧРЕЗВЫЧАЙНО ИНТЕРЕСНЫХ ОПЫТОВ. Лаборатория «BALLOON & SCIENCE»
Познавательная игровая программа для учащихся 2-4 классов
Авторы: Яблонская Е.Б., Соколова Е.И., ГБУ ДО ДДТ Калининского района, г. Санкт-Петербург
Педагогические задачи: способствовать расширению кругозора учащихся в области естествознания; пробудить познавательный интерес к различным физическим явлениям; создать условия для освоения первоначальных экспериментальных умений; вызвать желание проявить себя и добиться успеха.
Идея: «Воздушный шарик – катализатор хорошего настроения и научных открытий».
Сценарный ход, игровая задача: разгадать секреты и воссоздать цирковые номера клоунов с воздушными шариками.
Особенности и условия реализации программы: Ведущие программы – старшеклассники. Программа рассчитана на 20-25 участников. Для ее проведения требуется просторное помещение, стилизованное под лабораторию научно-исследовательского института, столы, стулья по количеству участников.
Техническое оснащение: Экран, ноутбук, проектор для вывода презентации PowerPoint и видео на экран, музыкальные колонки.
Музыкальное оформление: При проведении мероприятия используется фоновая музыка и финальная песня «День открытий», созданная специально для игры. (Приложение).
Реквизит: две стойки для размещения воздушных шариков, пригласительные билеты для участников, два пульверизатора для активации пригласительных билетов, белые халаты и бейджи для директора и сотрудников лаборатории, костюмы клоунов, две картонные коробки для реквизита клоунов, оборудование и вещества для проведения опытов, цирковая афиша, USB флеш-накопитель с видео-приветствием дедушек Тралли и Валли. Продолжительность программы: 30-35 минут.
Действующие лица:
- Директор НИИ ЧИО – увлеченный естественными науками, доброжелательный и внимательный, он руководит экспериментами и координирует все действия в игровой программе.
- Два Сотрудника НИИ ЧИО – всегда готовы поделиться знаниями и прийти на помощь юным исследователям.
- Клоун Тралли – «рыжий» клоун; энергичный и уверенный в успехе.
- Клоун Валли – «белый» клоун, огорчается из-за неудач, сомневается в себе.
Перед проведением мероприятия каждому гостю НИИ ЧИО выдается пригласительный билет, на котором симпатическими (невидимыми) чернилами сделан рисунок воздушного шарика.
У входа в лабораторию «Balloon and science» гостей встречают два Сотрудника и Директор.
В сопровождении Сотрудников гости проходят в зал и выстраиваются полукругом перед игровыми столами, на которых находятся стойки с рисунками соответственно синего и красного воздушных шариков.
Директор: Здравствуйте, уважаемые гости! Мы рады встрече с вами на Дне открытых дверей в Научно Исследовательском Институте Чрезвычайно Интересных Опытов. Меня зовут Эльвира, я являюсь Директором института. Представляю вам Сотрудников института — Алексея и Султана. Сегодня они расскажут о своих исследованиях.
Сотрудники с достоинством раскланиваются.
Директор: Уважаемые гости, посмотрите, на ваших пригласительных билетах нарисованы разноцветные воздушные шарики. Поднимите руку, у кого на билете нарисован шарик синего цвета? Нет таких билетов?! (удивленно) У кого нарисован шарик красного цвета? Тоже нет таких билетов? Видимо, ваши билеты ещё не активированы. Для того чтобы активировать билет и определить за каким столом ваше место, мы проведем настоящий химический эксперимент. Сейчас вы по очереди подойдете к Сотрудникам, и они нанесут на билеты специальный раствор. На билете появится рисунок воздушного шарика синего или красного цвета. Таким образом, вы сможете определить, за каким столом (с синим или с красным шариком) ваше место.
Сотрудники активируют билеты, гости рассаживаются за столами.
Директор: Ребята, сегодня вы познакомитесь с исследованиями лаборатории «Balloon and science».
Я вижу, что кое-кто уже догадался, с каким предметом проводят исследования сотрудники лаборатории. Ваши предположения? Действительно, это воздушный шарик. Но, если вы всё ещё думаете, что воздушный шарик – это только забавная игрушка, то сильно заблуждаетесь. В нашей лаборатории воздушные шарики – это оборудование для серьезных научных экспериментов. Директор обращает внимание присутствующих на стойки с воздушными шариками.
Директор: Должна заметить, что самый первый каучуковый шарик был сделан в лаборатории великого английского ученого Майкла Фарадея для проведения опытов с водородом, и было это в начале 19 века. Таким образом, можно утверждать, что почти 200 лет воздушный шарик помогает ученым в изучении загадок естествознания.
Майкл Фарадей использовал шарик для опытов с водородом, а мы соберем в воздушном шарике, выделяющийся в ходе реакции углекислый газ. Уважаемые коллеги, прошу представить наши исследования.
Сотрудники демонстрируют опыт, комментируя свои действия.
Сотрудник 1: В пластиковой бутылке находится раствор уксусной кислоты.
Сотрудник 2: В воздушный шарик с помощью воронки мы насыпали соду (для этого опыта лучше выбрать шарик со смайликом).
Сотрудник 1: Надеваем шарик на горлышко бутылки и добавляем соду к раствору кислоты.
Сотрудник приподнимает надетый на горлышко бутылки шарик, и сода высыпается в раствор. Начинается бурная реакция с выделением углекислого газа. Шарик надувается.
Директор: (обращаясь к ребятам) Что вы наблюдаете?
Дети рассказывают о своих наблюдениях.
Директор: Шарик заполнился углекислым газом, который образуется при взаимодействии соды и уксуса.
Следующий эксперимент покажет, как «ведут себя» шарики, находясь в потоке воздушной струи. Этот опыт иллюстрирует эффект Бернулли.
Сотрудники демонстрируют опыт, комментируя свои действия.
Сотрудник 1: Небольшие воздушные шарики помещаем в струю воздуха, которую создает фен. Шарики висят в воздухе, не смещаясь в стороны и не падая.
Сотрудник 2: Почему шарик висит в воздухе? В струе воздуха давление меньше, чем в окружающем неподвижном воздухе. Шарик «предпочитает» оставаться там, где давление меньше.
Описание опыта: в струю воздуха помещается один шарик, а затем второй, чуть выше первого (в этом случае шары должны быть диаметром примерно 10 см).Директор предлагает нескольким гостям с помощью Сотрудников провести самостоятельно опыт, иллюстрирующий эффект Бернулли.
Директор: Прежде, чем перейти к следующему эксперименту, проведем небольшой опрос. Как вы думаете, что произойдет с шариком, если он встретится с острым гвоздем?
Дети отвечают.
Естественно, он лопнет. А что произойдет, если шарик встретится сразу со 100 острыми гвоздями? Поднимите руку, кто считает, что шарик лопнет? Кто думает, что шарик останется целым? А кто ничего не думает? (далее, в зависимости от ответов детей) Здорово, что все включились в работу! или Срочно начинайте думать! Разрешить эту загадку поможет эксперимент.
Сотрудники демонстрируют опыт.
Сотрудник 2: Для опыта нам потребуется доска с гвоздями. Кто хочет убедиться, что это действительно острые гвозди?
Представители команд подходят к прибору, трогают гвозди, подтверждают, что гвозди настоящие.
Сотрудник 1: Поместим шарик на доску с гвоздями, а сверху положим груз.
Сотрудники постепенно увеличивают груз.
Как видите — шарик не лопнул.
Сотрудник 2: Из-за большого количества острых гвоздей, с которыми соприкасается шарик, давление на оболочку шарика оказывается незначительным, допустимым для тонкой резины.
Воздушный шарик на гвоздях выдерживает груз массой до 6 кг!
Директор: Ребята, представьте себе, что воздушный шарик, которому не страшны 100 острых гвоздей, «очень боится» обыкновенного апельсина, вернее вещества, которое находится в его кожуре. Это вещество называется лимонен, он растворяет резину. Давайте посмотрим, что произойдет с воздушным шариком, если на него брызнуть эфирным маслом из апельсиновой корки.
Сотрудники демонстрируют опыт. Шарик лопается.
Директор: Уважаемые коллеги, подготовьте, пожалуйста, оборудование для следующего опыта.
Сотрудники размещают на столе необходимое оборудование: широкую ёмкость (таз) с водой, бумажные кораблики, воздушный шарик, шерстяную ткань (варежку).
Директор: Ребята, кто-нибудь из вас мечтает стать моряком?
Дети отвечают.
Очень хорошо! Тогда вы поможете нашим Сотрудникам провести опыт, который называется «Регата шароходов». Этот опыт иллюстрирует действие статического электричества.
Два гостя подходят к Сотрудникам.
Сотрудник 1: Шарик заряжается статическим электричеством, когда его трут о шерстяную поверхность. Если после этого шарик поднести к бумажному кораблику, он начинает электризоваться и притягиваться к шарику.
Сотрудники демонстрируют опыт, затем гости выполняют его самостоятельно: двигают бумажные кораблики по воде, поднося к ним наэлектризованные воздушные шарики.
Директор: Давайте поаплодируем капитанам шароходов!
Неожиданно раздается стук в дверь. Под звуки мелодии «Марш клоунов» в лаборатории появляются два клоуна — Тралли и Валли. В руках у каждого большая коробка и пластиковая бутылка. На горлышки бутылок надеты не надутые воздушные шарики. Шарики заправлены внутрь пластиковых бутылок. Коробки клоуны ставят на стол, а бутылки остаются у них в руках.
Валли: Здравствуйте! Это здесь воздушные шарики изучают?
Тралли: (перебивает) У нас как раз сложная проблема!
Директор: (строго) Здравствуйте! Вы пришли в научную лабораторию «Balloon and science». Представьтесь, пожалуйста.
Тралли: (гордо) Мы клоуны из цирка «Дю Шар». Из знаменитой цирковой династии…
Валли: (скромно) Начинающие клоуны…
Тралли: Тралли (представляется, кланяется).
Валли: Валли (представляется, кланяется, зрители должны услышать Тралли-Валли).
Тралли: Мы репетируем номер с воздушными шариками, чтобы выступать вместе с нашими знаменитыми дедушками.
Валли: (огорченно) Только у нас ничего не получается. Как всегда…
Тралли: Вот мы и пришли к вам за помощью, чтобы разгадать все загадки.
Валли: Ведь это вы самые лучшие специалисты по воздушным шарикам?!
Директор: Так какая у вас проблема?
Тралли: Посмотрите, я могу надуть шарик, а Валли — нет. (демонстрируют)
Валли: (со вздохом) Сплошное надувательство!
Директор: Очень занимательно! Как раз задачка для наших юных естествоиспытателей. Срочно создаём две исследовательские группы. Тралли, проходите к группе «синего шарика», Валли — к группе «красного шарика».
Директор: Ребята, внимательно рассмотрите бутылки, и скажите, в чем тут дело. Найдите отличие!
Клоуны проходят к столам, приветствуют гостей, представляются, дают возможность детям внимательно рассмотреть обе бутылки. Идет обсуждение в группах. Дети замечают, что на одной из бутылок есть отверстие, а на другой оно заклеено скотчем.
Директор: Какие есть предположения? Почему Тралли смог надуть шарик, а Валли нет?
Директор заслушивает версии участников и подводит итог.
Директор: Действительно, надуться шарику не позволяет воздух находящийся внутри бутылки, но стоит только проделать отверстие, как шарик сразу надувается.
Директор: Уважаемый Валли, теперь вы знаете, что нужно сделать, чтобы надуть шарик внутри бутылки?
Валли: Да, большое спасибо!
Валли снимает скотч с отверстия бутылки, надувает шарик.
Действительно, получилось! Хорошо, что мы к вам пришли!
Тралли: Но у нас ещё вопросы остались.
Директор: Какие вопросы?
Валли: Неразрешимые…
Тралли: Целая куча…
Валли: Целая куча неразрешимых вопросов.
Клоуны подходят к коробкам.
Валли: Дело в том, что наша семья вот уже не одно столетие служит цирку. Еще наш пра-пра-пра-пра (загибает пальцы) прадедушка служил при дворе самого Несмеяна Великого!
Тралли: А сейчас в цирке «Дю Шар» выступают наши дедушки.
Валли: У них номер с воздушными шарами.
Тралли: Однажды мы с Валли попросили наших дедушек позволить нам выступать вместе с ними. Они сказали, что подумают и дадут ответ.
Валли: (разочарованно) А дали … вот эти коробки… (показывает на коробки). Эти коробки, видимо, о-о-очень долго простояли где-то на чердаке (снимает с крышки коробки паутину с паучком).
Тралли: Тут есть афиша с первого выступления дедушек.
Показывает афишу, передает её Директору. Клоуны достают из коробок предметы циркового реквизита, рассматривают их.
Тралли: И ещё в коробках столько всего интересного!
Валли: (растерянно) Непонятного …
Тралли: Я хотел сказать непонятно – интересного.
Валли: Наверное, все эти вещи много лет верой и правдой служили дедушке Тралли и Валли…
Тралли: И дарили радость, смех и улыбки.
Достает какую-нибудь вещицу, разглядывает, не понимая, как это может вызывать радость и улыбку.
Валли: В общем, понятно, что ничего не понятно. Как это использовать мы так и не разобрались. Вот и пришли к вам за советом.
Директор: (задумчиво, сам с собой, затем советуется с Сотрудниками) Очень интересное направление исследования… Культурное наследие…
Сотрудник 1: На стыке науки и искусства…
Сотрудник 2: Возможны гранты от министерства культуры и отдыха…
Директор: Пожалуй, возьмемся! (обращаясь к гостям) Ребята, поможем Тралли и Валли разгадать секреты цирковых номеров их великих дедушек?
Гости соглашаются помочь клоунам.
Директор: Давайте внимательно рассмотрим афишу с выступления ваших дедушек (изучает афишу). С номером «Сплошное надувательство» мы разобрались. Какой номер из дедушкиной афиши попробуем теперь исполнить?
Тралли, Валли: «Стакан прилипала».
Тралли: (роется в коробке) Воздушный шарик есть, стаканчик тоже есть, … а клей?
Валли: (растерянно) Ну вот, клея нет. Как же приклеить? Здесь же нет клея.
Директор: В этом случае нам поможет атмосферное давление! Оно всегда рядом с нами! Атмосферное давление – это давление, которое оказывает воздух на земную поверхность и на всё что на ней находится. Уважаемые Сотрудники, покажите, пожалуйста, нашим гостям, как можно прилепить стаканчик к воздушному шарику.
Сотрудники демонстрируют опыт. Один сотрудник начинает надувать шарик, а второй в это время плотно прижимает пластиковый стаканчик к шарику. Стаканчик прикрепляется к шарику. Директор комментирует.
Директор: При надувании шарика часть, которая находится под стаканом, распрямляется, в результате давление внутри стакана резко понижается. Атмосферное давление снаружи больше, поэтому стаканчик не падает.
Тралли, Валли: Мы тоже хотим попробовать!
Директор: Хорошо. Вам, вероятно, потребуются помощники?
Валли: (задумчиво) Кто же это будет?
Тралли: Придумал! Пусть это будут ребята, которые умеют громче всех хлопать в ладоши. Нам нравятся звуки аплодисментов.
Валли: Ребята, по моей команде, на счет «три» начинайте хлопать в ладоши. Один, два, три.
Дети хлопают в ладоши, клоуны внимательно прислушиваются и выбирают себе помощников.
Клоуны вместе с помощниками и Сотрудниками встают у игровых столов, чтобы всем было хорошо видно. Клоуны выдают каждому помощнику пластиковый стаканчик, надувают шарик, гости «приклеивают» к ним стаканчики. Сотрудники помогают советом или делом.
Клоуны радостно демонстрируют результат.
Директор: Поддержим экспериментаторов аплодисментами!
Тралли: Здорово, со вторым номером мы справились. Следующий номер называется «Дом с привидениями».
Валли, ты помнишь историю черного-черного дома, которую нам рассказывали на ночь дедушки.
Валли: (таинственно) О, это очень-очень страшная история. Ребята, хотите её послушать?
В помещении гаснет свет. Клоуны достают из коробок «Дом с привидениями».
Тралли, Валли:
Хотим про привидение
Сейчас вам рассказать,
Чтобы чуть-чуть развлечь,
А может – напугать.
Сперва представьте домик,
В котором много лет
Бродило привидение
Как только гаснет цвет.
Летало беззаботно,
Вздыхая на лету,
Гремя цепями, воя,
Пугая пустоту.
Скучало привидение,
Один Я устрашающий,
Решило привидение
Найти себе товарищей.
И вот в подвале дома
Нашел себе друзей,
Теперь пугать детишек
Гораздо веселей.
Тралли: Ребята, хотите заглянуть в подвал черного-черного дома и увидеть друзей привидения?
Клоуны подходят к игровым столам, открывают «подвалы» домиков, раздают детям по одному персонажу (это фигурки пауков, летучих мышей, привидений, вырезанные из кальки).
Директор: Ребята, давайте поможем Тралли и Валли сделать обитателей подвала черного-черного домика подвижными, например, заставим паука перебирать лапками, летучую мышь хлопать крыльями, а привидение летать? Как это можно сделать? Какие у вас есть предложения?
Директор проводит аналогию с опытом «Регата шароходов». Дети предполагают, что обитателей можно сделать подвижными с помощью воздушного шарика и статического электричества.
Валли: Как же нам получить статическое электричество? В дедушкиных коробках нет шерстяного лоскута!
Директор: В этом случае вам пригодится голова.
Тралли: Надо много думать?
Валли: О статическом электричестве?
Директор: В данном случае, важно не то, что у вас в головах, а то, что у вас на голове. Если потереть шарик о волосы, то он наэлектризуется, и вы сможете «оживить» обитателей «Дома с приведениями». Будем пробовать?
Уважаемые Сотрудники, покажите ребятам, как можно «оживить» друзей приведения. Посмотрите, Султан заставил паука шевелить лапками, а Алексей хлопать крыльями летучую мышь.
Директор: Спасибо. Прошу предоставить командам необходимое оборудование для опыта «Дом с привидениями».
Сотрудники выдают детям воздушные шарики. Каждый участник самостоятельно проводит опыт. Директор, Сотрудники и клоуны помогают.
Директор: Ребята, прошу вас сдать Сотрудникам лабораторное оборудование, а обитателей черного-черного дома поскорее вернуть в подвал.
Сотрудники собирают воздушные шарики, а клоуны фигурки персонажей.
Директор: Итак, Тралли и Валли, мы помогли вам разгадать секреты цирковых номеров ваших великих дедушек. В коробках больше нет ничего необычного?
Тралли: Только какая-то странная бумага на дне коробки.
Достают из каждой коробки по 2 листка кальки. На кальке — какие-то знаки.
Валли: Ребята, вы поможете нам с этим разобраться?
Ребята догадываются, что при наложении листов кальки друг на друга, получается слово «ДНО».
Тралли: Наверное, нужно еще раз посмотреть на дне коробок (роются в коробках).
Валли: У меня ничего нет, а у тебя?
Рассматривая содержимое коробки, Тралли поднимает её, и дети замечают с внешней стороны на дне коробки конверт. Дети рассказывают о конверте клоунам. Тралли достает из конверта флешку.
Тралли: О, это же флешка наших дедушек. Давайте посмотрим, что на ней.
Тралли передает флешку Сотрудникам. На ней — видеообращение дедушек. Они сообщают о своем решении разрешить внукам участвовать в цирковых выступлениях.
Тралли: Здорово! Наконец-то, мы будем работать на манеже вместе с нашими знаменитыми дедушками!
Директор: Мы рады за вас, дорогие Тралли и Валли!
Уважаемые гости! Прошу исследовательские группы «синего шарика» и «красного шарика» вместе с Тралли и Валли встать в круг.
Дети встают в круг. Сотрудники подносят стойки с шариками к Клоунам.
Директор: Ребята! Надеюсь, что сегодняшняя встреча была полезной не только для Тралли и Валли, вы тоже узнали что-то новое и интересное. Вручаем вашему классу Сертификат, который подтверждает, что вы были активными участниками экспериментальных исследований лаборатории «Balloon and science» с описанием экспериментов, которые мы проводили вместе с вами.
Сотрудник демонстрирует Сертификат.
А ещё мы хотим подарить вам предмет, который, как вы сегодня убедились, не только приносит радость и поднимает настроение, но и помогает изучать естественные науки.
Звучит финальная песня «День открытий». Сотрудники раздают гостям воздушные шарики «по цепочке, по часовой стрелке». Таким образом, у всех детей появляются в руках воздушные шарики. До окончания песни дети выполняют простые движения с шариками, повторяя их за Директором, Сотрудниками и клоунами.
Директор: (по окончании песни) Желаем всем успехов в изучении естественных наук! Вперед, за Тралли и Валли навстречу новым открытиям!
Вслед за клоунами дети выходят из зала.
Приложение. Текст финальной песни «День открытий»
(на мелодию песни «С днем рождения» группы Барбарики)
И я, и я, и я, и я
Рады видеть тебя!
И я, и я, и я, и я
Рады видеть тебя!
Опыт этого дня,
Фокус этого дня
Удивили тебя,
Поразили тебя!
С Днем открытия
И я, и я, и я, и я
Поздравляем тебя!
С Днем открытия
И я, и я, и я, и я
Поздравляем тебя!
И сегодня не зря
Надували кряхтя
Вплавь пускали в моря
Этот шар для тебя!
С Днем открытия
И я, и я, и я, и я
Поздравляем тебя!
С Днем открытия
И я, и я, и я, и я
Поздравляем тебя!
Много ярких идей
У тебя в голове,
Новых знаний багаж
Пригодится тебе!
С Днем открытия
И я, и я, и я, и я
Поздравляем тебя!
С Днем открытия
И я, и я, и я, и я
Поздравляем тебя!